Умение строить ассоциации, т.е. смысловые связи между различными предметами и явлениями является ключевым в процессе образования и развития ребенка в раннем возрасте. Мышление человека ассоциативно, потому от умения строить связи зависит не только успешность раннего развития, но и способности в целом по жизни. Упражнения и игры на развитие ассоциативного мышления проводятся, как правило, в дошкольном возрасте.

Ассоциации (связи между предметами) ребенок умеет строить изначально самостоятельно, основываясь на существенных, выделяющихся признаков предметов, потому упражнения развивают построение связей на базе более мелких, косвенных и второстепенных признаков, которые выделяются из различных типов отношений. К таковым относятся:

  • Часть-целое (дом - окно, дерево - лист, машина - колесо)
  • Противоположность свойств (холодное - горячее, день - ночь, соль - сахар и др.)
  • Сходные или противоположные функции предметов (карандаш - ручка - мелки, карандаш - ластик и др.)
  • Обобщение предметов к общему классу (банан, яблоко, груша - фрукты, майка, носки, шорты - одежда).

Практикуя специальные упражнения по развитию ассоциативного мышления, родители укрепляют в мозгу ребенка связи между предметами, улучшается логическое и абстрактное мышление. Классический подход к развитию мышления ребенка по части построения логических связей состоит из трех этапов.

 

Этап 1. "Картинка-картинка" ("Предмет-предмет"). На этом этапе ребенка обучают соотносить друг с другом предметы, которые находятся непосредственно перед ним. На самых ранних этапах для этого используют настоящие предметы, со временем они заменяются на изображения соответствующих предметов. На этом этапе ребенок учится воспринимать предметы, их свойства, особенности и функции, а также строить связи между предметами.

Этап 2. "Картинка-слово". Более сложный этап в обучении ребенка и развитии у него логического мышления. Малышу показывают картинку, а его задача - найти связь, сопоставить показываемый предмет с другими, названными словесно. Это требует от ребенка четкого знания предмета, названного словесно, а также его свойств и функций. Этот переходный этап помогает ребенку устанавливать связь между образами и словами, переходить к более высокому уровню абстрактного мышления.

Этап 3. "Слово-слово". Наиболее обширный этап развития ассоциативного мышления. Можно называть словами сами предметы и предлагать ребенку найти между ними связь, а можно назвать какой-то признак или свойство и попросить ребенка предложить предметы или явления, соответствующие этому признаку. Чем более второстепенны и абстрактны признаки - тем сложнее будет задача, но тем большую пользу раннему развитию будут приносить упражнения. Увеличивают сложность упражнений постепенно, начиная с конкретных предметов, свойств, и далее углубляясь в абстракции.

 

Игры на развитие ассоциаций

 

Кому что?

На картинках изображены люди различных профессий и, например, инструменты вперемешку, а ребенку предлагается указать, кому какой инструмент принадлежит. Различные адаптации этой игры могут содержать персоналии из различных сфер жизни, не только профессиональной.

 

Что должно быть нарисовано вместо знака вопроса?

Ребенку предлагается перечень картинок с изображением предметов/явлений с одним пропущенным элементом, и ребенку следует выбрать, какой предмет должен находиться на пропущенном месте. Все предметы сгруппированы по какому-то общему признаку, и именно этот признак указывает на отсутствующий предмет.

 

Найди нужный предмет

Ребенку на картинке предлагается какая-либо ситуация, разрешение которой требует наличия некоторого предмета. В некоторых случаях варианты предметов могут быть изображены в задаче, в некоторых ребенку нужно самому найти ответ. Ситуация, изображенная на картинке, однозначно выражает какой-либо из типов отношения к отсутствующему предмету, что помогает ребенку сделать выбор.

 

Игры на раннее развитие ребенка в целом и в частности - логического и ассоциативного мышления входят в образовательные программы в дошкольных учреждениях, но также полезно такие игры проводить в домашних условиях в рамках досуга. В образовательном центре "БиВайБи" развитию логического мышления уделяется пристальное внимание, поскольку умение строить логические связи является фундаментальным для дальнейшего успешного развития ребенка.

Смотрите также:

Программа раннего развития в центре «БиВайБи»