Ментальная арифметика - термин, который сейчас становится на слуху у родителей и педагогов. Что представляет собой эта методика и для чего используется - на эти вопросы мы ответим в этой статье.

История становления ментальной арифметики

Методика обучения под названием "ментальная арифметика" появилась сравнительно недавно - занятия по ментальной арифметике начали проводиться в 1993 году. Создателем методики является турецкий исследователь Халит Шен. На данный момент более чем в 50 странах мира открыты школы по обучению ментальной арифметике, в лидерах - США, Австрия, Канада, Австралия, Китай, Таиланд и страны Ближнего Востока. В Минске ментальную арифметику также преподают в нескольких центрах.

Что же такое ментальная арифметика?

Несмотря на молодость самой методики, базируется она на древнейшей технологии счета - применении счетов под названием абакус, которые были созданы более пяти тысяч лет назад. Эти счеты похожи на те, которыми пользовались в советское время кассиры для выполнения подсчетов. Ученые обратили внимание, что использование счетов в обучении детей крайне полезно - на этом и базируется методика ментальной арифметики.

Фундаментом ментальной арифметики является тот факт, что выполняя действия обеими руками в процессе выполнения вычислений, ребенок активно задействует оба полушария мозга, что ведет к гармоничному и сбалансированному развитию обоих. Процесс выполнения вычислений на счетах абакус во время занятий ментальной арифметикой задействует как раз обе руки.

Занятия по ментальной арифметике учат детей проводить вычисления на абакусе. На первых порах дети используют счеты во всех вычислениях, со временем материальные счеты могут быть заменены в сознании ребенка формами, образами и картинками. Целью ментальной арифметики является полная замена счетов, которые ребенок держит в руках, на воображаемые счеты. Практикуясь в выполнении вычислений, ребенок будет в силах производить все более сложные расчеты, используя только свое воображение. Нередко программу обучения ментальной арифметике делят на два этапа - первый включает работу с реальными счетами, второй полностью задействует абстрактное мышление.

Какие навыки развивает ментальная арифметика?

Ключевое назначение ментальной арифметики с точки зрения развития ребенка - это гармоничное формирование обоих полушарий, т.е., логического и творческого мышления, воображения. Помимо основного навыка - быстрый счет, который будет полезен ребенку как при подготовке к школе, так и во время школьных занятий и на протяжении всей жизни, ментальная арифметика подгатавливает благодатную почву для развития ребенка с других сторон - он становится к этому более предрасположен. Поэтому полезно комбинировать занятия по ментальной арифметике с изучением английского языка, спортивными занятиями, любыми другими видами интеллектуальной деятельности. Среди смежных навыков, которые помогает развить ментальная арифметика, можно выделить концентрацию внимания (которой так не хватает современным детям), наблюдательности, фотографической памяти. Ребенок становится более уверен в себе, улучшает результаты в школе и выполнять несколько задач одновременно.

Когда можно заниматься ментальной арифметикой?

Наиболее благоприятным периодом начала занятий ментальной арифметикой считается возраст 4-12 лет, поскольку именно в это время мозг ребенка наиболее податлив к изменениям и развитие будет максимально эффективным. В отдельных случаях этот период может длиться до 16 лет. В целом, к ментальной арифметике в этом вопросе стоит относиться как и к любому другому навыку - игра на музыкальном интрументе, занятие каким-либо видом спорта и другие. Тем не менее, нейронные связи формируются в мозгу человека всю жизнь, потому польза от занятий ментальной арифметикой будет в любом возрасте.

Где можно заниматься ментальной арифметикой?

Нередко прогрессивные родители, узнав о новомодной методике обучения под названием "ментальная арифметика", начинают искать способы организовать занятия с ребенком на дому. Специалисты этого крайне не рекомендуют, поскольку обучение ментальной арифметике может проводить только квалифицированный педагог. В процессе обучения достаточно много непростых вопросов, от педагога требуется постоянное внимание и профессиональная помощь. Второй фактор, который ухудшает условия для домашнего обучения ментальной арифметике - сложность в поиске счетов. В Минске счеты для ментальной арифметики достать очень сложно, этот реквизит есть только в специализированных центрах обучения ментальной арифметике.

В междунарнодном центре "БиВайБи" одним из ключевых направлений работы является как раз обучение ментальной арифметике. Находятся учебные классы в Минске, квалифицированные, опытные и приветливые педагоги максимально эффективно проведут программу обучения ментальной арифметике с Вашим ребенком.