Память как навык, а именно - способность быстро и качественно сохранять в голове информацию различного рода, несомненно, играет в жизни любого человека далеко не последнюю роль. Родителям, естественно, стоит обращать пристальное внимание на развитие в раннем возрасте памяти у ребенка - в краткосрочной перспективе для лучшего усвоения информации в школе, и в долгосрочной - чтобы ребенок смог добиться большего успеха на жизненном поприще.

Человеку нередко нужно запоминать информацию определенной, схожей структуры - списки, иерархии, древовидные последовательности, терминолонию, хронологию событий и другое. Для более качественного помещения в памяти подобной информации существуют мнемонические приемы, которые хорошо подходят для детей раннего возраста, поскольку внешне могут интерпретироваться родителями как игры, а потому вызывают у ребенка естественный интерес и внимание.

 

Рифмы и поговорки

Известный каждому из нас с детства мнемонический прием - запоминание фраз, которые несут в себе помимо семантического значения ещё какую-то скрытую информацию. Самый яркий пример - "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан" - фраза, позволяющая по первой букве каждого слова запомнить разрозненный список цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Существует определенное количество общеизвестных поговорок с мнемоническим смыслом, но в ходе развития ребенка никто не запретит вам придумать новые! Для ребенка это может стать увлекательной игрой и поможет, например, в подготовке к школе.

 

Акронимы и сокращения

Этот прием в каком-то смысле является обратным предыдущему. Какую-то длинную фразу или список мы сокращаем до одного слова, в котором каждая буква указывает на элемент последовательности. Вы с ребенком можете придумать собственные интересные сокращения, которые будут указывать на знакомое ребенку слово или наоборот, будет являться новым, интересным или смешным  Разновидность этого способа развития памяти - придание цифрам словесных значений. Яркий пример - для запоминания номера телефона придумать фразу, в которой каждое слово будет начинаться с той же буквы, что и цифра в номере.

 

Ассоциации

Мышление человека ассоциативно, когда мы пытаемся восстановить информацию о чем-либо, мы проходим через череду ассоциаций. Этот факт можно использовать, например, для запоминания списка чего-либо. Выстроив все элементы списка в цельную картину, можно запомнить эту картину в целом, а затем при помощи ассоциативных связей восстанавливать. У ребенка в раннем возрасте, во время подготовки к школе и в начальных классах очень хорошо развито ассоциативное мышление, которое нужно только направить в нужную сторону. Например, ребенку нужно запомнить список покупок в магазине. Если визуализировать картину того, как эти покупки будут использоваться (например, для выпечки пирога рассказываем ребенку и представляем: насыпаем муку в миску, добавляем яйца, молоко, соль и т.д.), она отложится в памяти, и восстанавливая эту цепь визуализированных событий, можно восстановить список элементов, которые в ней участвуют.

 

Метод мест

Метод мест - это частный случай использования ассоциаций. Он привязывает элементы, которые нужно запомнить, к местам, которые хорошо известны ребенку и которые он может представить. Преимуществом такого приема развития памяти у детей в раннем возрасте является то, что он может использоваться для более маленьких детей, поскольку не требует от ребенка больших знаний об окружающем мире, а также в некоторой степени задействует воображение ребенка.

Развитие ребенка в раннем возрасте. Методы развития памяти у ребенка.

Развитие памяти у ребенка в раннем возрасте тем сложнее, чем младше ребенок, однако и эффект гораздо больший именно в предшкольном возрасте. Упражнения по укреплению памяти и развитию ассоциативного мышления отлично впишутся как в комплекс подготовки ребенка к школе, так и в обычные игровые будни родителей и ребенка.