Развитие речи ребенка приходится на возраст начиная с года. В период с рождения до года и с двух до трех лет в становлении и развитии ребенка происходят наиболее значительные изменения, поэтому большинство детской психологической литературы описывает именно эти периоды. Однако становление речи, которое происходит между этими двумя периодами, является немаловажной составляющей развития ребенка - именно в период от года ребенок начинает выражать желание общаться с окружающим миром, делиться своими мыслями и желаниями. Только целенаправленное развитие речи поможет ребенку правильно и доступно для окружающего его мира выражать свои мысли.

Первые шаги развития речи

Начало развития речи связано с многократным увеличением двигательной активности ребенка в годовалом возрасте. Ребенок активно накапливает опыт и знания и пытается делиться этим с окружающими его людьми. Первые слова провляются в речи ребенка уже в возрасте 9-10 месяцев, иногда первые слова ребенок произносит только в полуторагодовалом возрасте. Следует различать звуки, которые произносит ребенок, и "слова": произносимые ребенком слова не являются таковыми в привычном для нас смысле, могут состоять из одного слога или состоять из звукоподражаний (му-му, ав-ав и др.), однако этими звуками ребенок выражает вполне конкретную мысль, указывает на конкретный предмет - поэтому это и есть слова.

В годовалом возрасте в речи ребенка широко используется обобщение - называя какой-то предмет, ребенок имеет в виду множество предметов со схожими свойствами - например, говоря "уна" (луна), ребенок может указывать на все круглые предметы или на все предметы, которые находятся вверху (на небе, потолке), а говоря "ав-ав", ребенок может иметь в виду всех пушистых, издающих звуки или хвостатых животных. С увеличением словарного запаса ребенка обобщения становятся все менее тотальными.

Указательная речь

Нередко дети на ранних этапах развития речи произносят "Ы?", указывая пальцем на новый предмет. Таким образом ребенок выражает интерес к предмету, желая узнать, что это такое. Не забывайте, что в этот период ребенок активно накапливает жизненный опыт. Родителей такое поведение может раздражать, поскольку оно может выглядеть невежливо, неприлично, однако более грамотной стратегией родителя было бы разъяснение ребенку природы интересуемого его предмета - хотя бы его название. Слыша новые слова и ассоциируя их с предметами или явлениями, ребенок пополняет свой пассивный словарный запас (слова, которые он понимает, но пока не может произнести). Со временем пассивный словарный запас ребенка переходит в активный, что подчеркивает важность процесса ознакомления ребенка с названиями предметов и процессов в окружающем мире.

Стратегия развития

Как же правильно вести себя родителям, чтобы развитие речи у ребенка прошло максимально оптимально и гладко? Основная стратегия - общайтесь с ребенком! Отвечайте на все его вопросы, не стесняйтесь назвать ему предмет на улице. Если встретите предмет, о котором ребенок спрашивал ранее, укажите ему на этот предмет, назвав его - так ребенок лучше запомнит значение слова. Постарайтесь подкрепить информацию о названии предмета еще чем-то: дайте потрогать, повертеть, иным образом взаимодействовать с предметом. Постарайтесь использовать уже знакомые ребенку слова в комбинациях - например, "налей молоко в стакан", "белое молоко", "пей молоко". Так ребенок сможет строить ассоциативные связи с другими словами на основе уже известных ему.

Развитие речи в раннем возрасте осуществляется в комплексной программе раннего развития в профессиональных центрах компетентными педагогами. Гармоничное развитие речи с другими немаловажными навыками проводится в центре "БиВайБи" в рамках специальной программы "Бэби-курс".