Ни для кого не секрет, что с каллиграфии - навыка написания букв, начинается само письмо. Именно поэтому в школе в начальных классах особое внимание уделяют именно тренировке каллиграфических навыков - тренируют написание отдельных элементов букв, затем самих букв. Все помнят школьные прописи, которые под конец года были буквально исписаны закорючками и буквами.

С методической точки зрения, каллиграфический навык важен еще и потому, что помогает ученику в решении орфографической задачи - а именно, выбору буквы и способа ее соединения с другими буквами. Каллиграфия не выступает обособленным навыком - от того, насколько хорошо ребенок умеет выводить буквы и связи между ними, зависит время и силы, потраченные на построение из этих букв слов, а потом и фраз. Как следствие, это влияет на навык письма ребенка в целом, а впоследствии - еще и на коммуникативные навыки.

Некоторые родители не уделяют должного внимания навыку ребенка аккуратно выводить буквы, а зря - нет такого понятия, как "некрасивый почерк" - это не более чем недоработка со стороны ребенка или родителей в детстве. Если отдаленные негативные перспективы не ощущаются родителями, преподавателем или самим ребенком, следует обратить внимание на ближайшие:

  • Чем более неряшлив почерк ребенка, тем больше вероятность ошибок в написании букв и самих слов. Некоторые буквы в силу их схожести сливаются друг с другом, и ребенок по инерции подбирает похожую букву вместо нужной.
  • При ускоренном письме, к которому стремится образовательная программа в младшей школе, при плохом почерке снижается грамотность учащихся, поскольку их мысли заняты в основном тем, как выписывать буквы, и времени на то, чтобы подумать, какую именно букву использовать и вдуматься в контекст слова в целом, не остается.

За каллиграфические навыки отвечают, в основном, лобная и височная доли коры головного мозга, которые у ребенка к началу обучения в школе еще не сформированы до конца, поэтому именно в это время начинается формирование этих навыков. Закрепление каллиграфических навыков может сопровождаться известными явлениями в поведении ребенка - тремор, дробность письма, излишняя затрата энергии при письме, которые устраняются в ходе специальных упражнений. Развитие каллиграфических навыков, помимо непосредственно навыка письма, развивает мелкую моторику ребенка.

У младших школьников на ранних порах нередко возникают ошибки при выполнении письменных упражнений. К причинам возникновения ошибок письма у школьников относят:

  • Малый опыт работы с письменной информацией (чтение и письмо)
  • Малый опыт анализа слов (разбора по буквам, слогам и звукам)
  • Неумение сосредоточиться, рассеянность внимания, плохая память.

Специальные занятия по каллиграфии для детей раннего школьного возраста помогают устранить ошибки в написании ребенком букв и слов, а также помогают ему освоить навык письма в целом, создать фундамент для развития будущих коммуникативных навыков и развить мелкую моторику.